Где получить квалифицированную электронную подпись и для чего она нужна

Электронная подпись что это, кому и зачем нужна Бизнес

Электронная подпись – ключ к решению большинства бизнес-задач. Поэтому вопрос, как сделать электронную подпись, актуален для многих физических и юридических лиц. Пришло время узнать, зачем нужна электронная цифровая подпись именно вам, какие возможности она предоставляет и как сделать ЭЦП быстро и без очередей.

Электронно-цифровая подпись – что это?

Что такое электронная подпись

Применение электронной подписи обусловлено Федеральным законом № 63-ФЗ от 06.04.2011 года. Он даёт возможность в установленном порядке зарегистрировать электронную форму информации, определяющую лицо, которому дано право утверждать другую (подписываемую) информацию. Следовательно, электронная подпись считается аналогом обычной подписи лица в электронном формате.

Электронная подпись стала нужна при переходе на электронный формат документооборота с бумажного. ЭП решает те же задачи, что и привычна подпись на бумажном носителе. То есть, она подтверждает два главных принципа документооборота: целостность документа и неотрекаемость. Заверяя документ электронной подписью, человек подтверждает, что берёт на себя обязательства, указанные в документе и обязуется их исполнять. А также подтверждает, что никакие изменения без его ведома в утверждённый документ не вносились и без его ведома не могут вноситься в будущем – это не позволит сделать электронная подпись.

Как работает ЭЦП

Разновидности электронной подписи

Электронная подпись различается по видам. От вида электронной подписи зависят её возможности, то есть сделки, которые можно ею заверять.

Простая электронная подпись

Такой вид ЭП подходит для получения государственных услуг, осуществления банковских операций и подтверждения личности на электронных сайтах. Данный вид подписи не слишком защищён – она создаётся по типу аутентификации. То есть создаётся методом присваивания логина, пароля, а также отправки SMS-кода. Возможно комбинированное использование пароля и кода из сообщений. От подделки данные электронные подписи не защищены.

Усиленная электронная подпись

Представлена квалифицированным (КЭП) и неквалифицированным (НЭП) видами. Они создаются при помощи криптографических алгоритмов. Данные подписи не только определяют владельца, но и фиксируют документ в неизменном виде специальными шифрами после подписания.

НЭП – более «свободная» форма электронной подписи, где не предъявляются дополнительные требования к компьютерному ПО, где данная подпись будет использоваться. Для её создания могут быть использованы не только российские, но и американские, белорусские и другие криптографические алгоритмы.

КЭП создаётся только на базе российских криптограмм, разработанных по ГОСТу. Также КЭП предъявляет дополнительные требования к компьютерному ПО – подходит только соответствующее стандартам и утверждённое ФСБ ПО. Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись и другие виды электронной подписи физическим и юридическим лицам, расскажем далее.

КЭП полностью аналогична собственноручной подписи. Её применение не требует никаких соглашений, кроме прямо прописанных в законодательстве. Обязательна в применении для участия в электронных торгах.

Как выбрать вид электронной подписи

При выборе вида ЭП необходимо отталкиваться от задач, которые необходимо решить посредством данного инструмента. Так, для участия в торгах требуется отдельный инструмент, а вот для осуществления электронного документооборота с контрагентами и с контролирующими органами подойдёт одна и та же подпись.

Если определиться с выбором ЭП самостоятельно сложно, можно обратиться в СКБ Контур и воспользоваться мастером подбора сертификатов. Система предлагает тест из нескольких вопросов, по результатам чего выдаёт наименование или список наименований ЭП, которые полностью удовлетворяют запросам клиента.

Как получить электронную подпись

Возможность сделать электронный вид подписи предоставляется как юридическим, так и физическим лицам. Говоря точнее, лицу предоставляется не сама электронная подпись, а инструмент для её создания. Порядок получения электронной подписи различается для физических и юридических лиц. Также на то, где взять электронную подпись и что при этом потребуется, влияет вид этой самой подписи.

Как оформить электронную подпись физическому лицу

электронная подпись физического лица

При приобретении физическим лицом ЭП понадобится паспорт, СНИЛС и ИНН.

Простая ЭП приобретается путём личного обращения в уполномоченные органы для подтверждения личности. Физический инструмент для создания такой подписи (ключ и сертификат) не требуется.

Усиленную электронную подпись квалифицированного типа выдаёт только Аккредитованный в Минкомсвязи удостоверяющий центр. На сайте министерства отражён список организаций, которые имеют право на выдачу квалифицированной электронной подписи. Однако с 1 января 2022 года данную обязанность переложат на ФНС. Ожидается, что это сделает процесс получения КЭП проще. При этом выдача КЭП будет осуществляться на безвозмездной основе. А вот получить квалифицированную электронную подпись физическому лицу бесплатно не получится – система доступна только для юридических лиц и ИП.

НЭП выдается теми организациями – уполномоченными центрами – которые каким-либо образом связаны с системами, где будет использоваться данная подпись.

Получателю выдаётся сертификат утверждённого образца и отдельный flash-накопитель, посредством которого ПО с электронной подписью будет установлено на компьютер.

Особенности получения усиленной ЭП юридическим лицом

документы для получения ЭЦП

Получение электронной подписи юридическим лицом потребует наличие следующих документов в дополнение к стандартному пакету:

  1. Учредительные;
  2. О регистрации в ЕГРЮЛ (в ЕГРИП для ИП). Подробнее о том, как получить выписку из ЕГРЮЛ читайте в статье «Выписка из ЕГРЮЛ — зачем нужна, каких видов бывает, как оформить«;
  3. О постановке на учёт в соответствующем налоговом органе;
  4. Заявление.

Возможно, потребуется доверенность на оформляющего такую подпись сотрудника. Это зависит от полномочий сотрудника и правил конкретного УЦ.

Далее порядок приобретения усиленной электронной подписи для физлиц и юрлиц аналогичен – оплата (в каждом УЦ тарифы могут различаться) и получение на сертифицированном электронном носителе сертификата и ключа ЭП.

Для чего понадобится КЭП

Для чено нужна электронная подпись

Получить КЭП необходимо для:

  • Осуществления электронного документооборота. При этом если дело касается внутрифирменного документооборота, будет достаточно простой электронной подписи – точнее, связки логин-пароль для каждого участвующего в обмене документов сотрудника. А при обмене документами с контрагентами понадобится КЭП. Её используют при подписании счетов-фактур, УПД и даже некоторых договоров.
  • Участия в различных торгах на электронных площадках – с 2018 года наличие КЭП здесь обязательное условие.
  • Государственных информационных систем. КЭП необходима в таких системах, как СМЭВ (система электронного межведомственного взаимодействия), Росреестр, и некоторых других специализированных порталах.
  • Передачи отчётности в контролирующие органы. Большинство контролирующих органов уже перешло на документооборот электронного вида. КЭП понадобится для передачи документов в ПФР, ФСС, ФНС, Росстат, Росалкогольрегулирование.

Как восстановить ЭП при утере

Восстановить можно только электронную подпись самого простого вида, типа логин-пароль. Для этого при её оформлении указывается электронная почта и/или телефонный номер.

Электронные подписи с сертификатом и ключом существуют в одном уникальном экземпляре и восстановить их невозможно. При потере ключа или утрате компьютера с программным обеспечением для использования электронной подписи получать ЭП придётся заново.

Срок действия усиленной электронной подписи

В большинстве случаев вредя действия электронной подписи с ключом и сертификатом составляет 1 год. Иногда в зависимости от уровня шифрования и средств криптографической защиты этот срок может незначительно меняться. Так, сертификаты, выданные СКБ Контур действуют до 15 месяцев.

Видео «Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись»

Екатерина
Оцените автора
Инвестиции
Добавить комментарий